В эпоху Пушкина и Лермонтова честь и дуэль — как её последний и главный аргумент — едва ли не самая мощная сила, управляющая жизнью дворянина. В литературе дуэль — способ радикальной проверки героя, своего рода психологический «рентген».
Почему Сильвио в пушкинской повести «Дуэль» откладывает свой выстрел и в итоге оставляет своему противнику жизнь? Почему Онегин не отказывается от поединка, а Печорин, скорее, делает его неизбежным? Почему сам Пушкин в своем роковом поединке до последнего момента пытался поступить наоборот, то есть именно убить противника? Насколько «литературна» была дуэль Лермонтова? Можно ли сказать, подобно некоторым его биографам, что поэт её «напророчил»?
Многое становится понятнее, если принять во внимание, что мы сейчас просто не помним многие литературные произведения и громкие дуэли того времени. Мало читается повесть Бестужева-Марлинского «Испытание» (и ещё менее — десятки других). Почти забыта знаменитая «четверная дуэль», в которой участвовал Грибоедов.
Между тем, забытые ныне тексты и реальные события в значительной мере определили смысл и восприятие «Героя нашего времени», а равно и трагический «сюжет» поединка Лермонтова и Мартынова.
О трагических переплетениях литературы и жизни можно будет узнать 27 июля, в день памяти поэта на лекции в доме-музее М. Ю. Лермонтова.
Читает заведующий отделом ГМИРЛИ им. В. И. Даля" Сергей Шаулов.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.